Варианты стихотворений (страница 5)

Оглавление
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

«Никогда я не был на Босфоре...»

Беловой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
13I
II
У меня в душе поет тальянка

как в тексте.

15IТы не хочешь разве персианка
 IIРазве ты не хочешь персианка
21I
II
Я давно ищу теперь покоя

как в тексте.

27 Чтобы я о нежной северянке
31 Все равно твои глаза, как море

Беловой автограф (РГАЛИ, ф. Г. В. Бебутова):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
27IЧтобы я о дальней северянке
 IIЧтоб я о далекой северянке

«Свет вечерний шафранного края...»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
5I
II
Спой мне песню, моя дорогая.
Спой мне песню шафранного края.

10
III
I
как в тексте.
Лунным светом Шираз осиянен.
 IIКружит звезд мотыльковый рой.
 IIIЛунным светом Шираз осиянен.

После 10 зачеркнуто:

  Тихо крадутся тени вдоль стен.
Может, мимо проходит такая
11—15IЯ не знаю, вам холодно? Или
Вы, храня розоватую медь,
Чтобы больше вас в ласках любили,
Не хотите лицом загореть.
Что<бы> больше вас в ласках любили.
 IIИль они от тепла застыли
Закрывая телесную медь
Или чтобы их больше любили
Не желают лицом загореть
Закрывая телесную медь.
20I
II
Дорогая, с чадрой не дружись.

как в тексте.

23—24IТак зачем же прекрасные щеки
Плащаницей черной скрывать
 II

III
Потому-то прекрасные щеки
Перед миром грешно прикрывать

как в тексте.

26—30IТихо розы бегут по полям.
Снится сердцу страна другая.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
 IIТихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе сам, дорогая,
  Этой песни не пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
 IIIТихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе песнь, дорогая,
Ту, которой не пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.

«Воздух прозрачный и синий...»

Беловой автограф (ИРЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
2IВыйду в цветочные чащи
 IIВеют цветочные чащи
 IIIДремлют цветочные чащи
 IVВыйду в цветочные чащи
18I
II
И гор<деливого стана?>

как в тексте.

«Золото холодное луны...»

Беловой автограф (собрание М. С. Лесмана, хранится у Н. Г. Князевой, Санкт-Петербург):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
1IЗолото текущее — луны
 IIЗолото текучее — луны
2 Запах олеандры и левкоя
7I
II
Отзвенел

как в тексте.

9I
II
Голоса далекие земли

как в тексте.

13I
II
Оглянись, как хорошо вокруг

как в тексте.

23I
II
Тем, которым ничего не надо

как в тексте.

Бак. раб., 1925, 13 апреля; № 82; Кр. новь, 1925, № 5, июнь, с.24; Перс. мот.:

Номер
строфы
Вариант
1Золото — текучее луны

Наб. экз. (вырезка из Бак. раб. с авторской правкой):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
1I
II
Золото — текучее луны

как в тексте.

«В Хороссане есть такие двери...»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
2IУ котор<ых>
 IIУ которых
 IIIЧто открыты
 IV
V
Под навесом роз и чебреца

как в тексте.

4—5IНо ее увидеть я не мог.
 IIВ Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
6IУ меня в руках хватает силы
 IIУ меня в руках немало силы
9 У меня в руках немало силы
14—15IНи к чему в любви моей отвага
И коль дверь не смог я отпереть.
 IIИ коль дверь не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.
17IДо свиданья, ласковая пери.
 IIПерсия, тебя ли покидаю
21IДо свиданья, родина Гассана.
 IIДо свиданья, пери. До свиданья.
22—23I

II
Пусть не мог я двери отпереть,
Ты вспомянешь поздно

как в тексте.

Бак. раб., 1925, 3 апреля, № 74:

Номер
строфы
Вариант
2
10
Где обсеян розами порог.
Но дверей не мог я отпереть.

Номер
строфы
Вариант
21—25До свидания, Пери, до свидания,
Хоть дверей не смог я отпереть,
Ты дала ведь нежное страдание,
Про тебя на родине мне петь.
До свидания, Пери, до свидания.

Кр. новь, 1925, № 3, апрель, с. 133:

Номер
строфы
Вариант
6, 9У меня в руках не мало силы
12—14И зачем, кому мне песни петь,
Если стала неревнива Шага?
И коль дверь не смог я отпереть.

Перс. мот.:

Номер
строфы
Вариант
6, 9
14
У меня в руках не мало силы
И коль дверь не смог я отпереть

«Голубая родина Фирдуси...»

Беловой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
6I
II
Хороша ты, родина, я знаю

как в тексте.

13I
II
И твой голос, ласковая Шага

как в тексте.

18 Дальнему и близкому мне люду

Бак. раб., 1925, 3 апреля, № 74:

Номер
строфы
Вариант
21Я с тобой несчастий не боюсь

Кр. новь, 1925, № 3, апрель, с. 132; Перс. мот.:

Номер
строфы
Вариант
18Дальнему и близкому мне люду

Наб. экз. (вырезка из Бак. раб. с авторской правкой):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
21I
II
Я с тобой несчастий не боюсь

как в тексте.

«Быть поэтом — это значит то же...»

Беловой автограф (ГЛМ); Бак. раб., 1925, 7 августа, № 177:

Номер
строфы
Вариант
8У него всегда одна и та же песня.
9—10Канарейка — с голосу чужого,
Желтая смешная побрякушка.
21Но, горя ревнивою тревогой

«Руки милой — пара лебедей...»

Беловой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
5I
II
Пел ее когда-то далеко

как в тексте.

21I
II
Про меня ж и за такие песни

как в тексте.

23I
II
Он мог петь нежней и интересней

как в тексте.

Беловой автограф (РГАЛИ, собрание П. И. Чагина); Бак. раб., 1925, 10 августа, № 179:

Номер
строфы
Вариант
5
8
23
Пел и я когда-то — далеко
Ласкою пропитанное слово.
Он бы пел нежней и интересней

«Отчего луна так светит тускло...»

Черновой автограф строк 1—20 (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
2 Отчего бледна и не шафранна
3—4IТак она в равнине только
 IIСвет такой
 IIIТолько так она в равнине русской
Смотрит из-за полога тумана.
 IVСловно я хожу равниной русской
Под шуршащим пологом тумана.
5IЯ спросил об этом, дорогая Лала
 IIЯ спросил так, дорогая Лала
7I
II
Вся их рать ни слова не сказала

как в тексте.

10I
II
Я спросил в цв

как в тексте.

18IНет следов, когда ласкают тело
 IIСердцу песнь, а телу нужно тело

Беловой автограф (РГАЛИ); журн. «Прожектор», М., 1925, № 18, 30 сентября, с.15:

Номер
строфы
Вариант
ЗаглавиеПерсидский мотив

Бак. раб., 1925, 14 августа, № 183:

Номер
строфы
Вариант
ЗаглавиеПерсидские мотивы

«Глупое сердце, не бейся...»

Бак. раб., 1925, 7 августа, № 177:

Номер
строфы
Вариант
3Нищий лишь ищет участья.
10—11Все мы смеемся, как дети,
Часто порою плачем.
13Радости и удачи.
16Счастье искал повсюду.

«Голубая да веселая страна...»

Беловой автограф (ГМЗЕ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
 

Заглавие
Посвящение

(Подражание Омар Хаяму)
Гелии Николаевне Чагиной
9
19—20
 Ты ребенок. В этом слова нет
отсутствуют. {Пропуск этих строк - вероятнее всего, случайная описка автора. Автограф представляет собой беловую запись (авторский список). Он выполнен на четырех бланках «Редактор газеты „Бакинский рабочий“». На каждой страничке умещалось всего по три двустишия: л.1 - строки 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6; л.2 -строки 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12; л.3 - строки 13 и 14, 15 и 16, 17 и 18; л.4 - строки 21 и 22, 23 и 24, подпись и дата. Отсутствующие строки приходились на переход с л.3 на л.4. Скорее всего, они случайно выпали, когда автор переписывал данный текст. Вероятно, такой же непреднамеренной опиской является изменение в ст.9 (вместо «спора» стало «слова»).}
22IПусть и честь моя за песню продана.
 IIПусть и жизнь моя за песню отдана.

Весь текст записан двустишиями.
Бак. раб., 1925, 10 августа, № 179:

Номер
строфы
Вариант
Посвящение
19—20
22
Гелии Николаевне Чагиной
отсутствуют.
Пусть и честь моя за песню продана.

«Эх вы, сани! А кони, кони!..»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
1IЭх, дуга! А кони, кони
 IIЭх вы, сани! А кони, кони
3I
II
По метели в раздольной погоне

как в тексте.

После 4IСнеговая пустая
Только
 IIСнеговая, пустая дорога,
Только скрип, только снег да
Принакрыты
 IIIСнеговая, пустая дорога,
Только скрип, только снег да поля.
Ах, выткало небо много
 IVСнеговая, пустая дорога,
Только скрип, только снег и поля.
Ах, как выткало небо много
Рассыпающегося миткаля.
9—10IЭй, ямщик, не жалей своей мочи,

<1 сл. нрзб.> песню тебе запою

 IIПой, ямщик, не удерживай мочи,
Хочешь, сам я тебе подпою
12IПро <1 сл. нрзб.>
 II
III
Про погибшую

как в тексте.

После 12 зачеркнуто:



15

I
На такой вот безгласной равнине
На санях ткнешься в сена охапку
 IIДа приляжешь на сена охапку

После 16 зачеркнуто:

  Ну а там уж, конечно, тальянка
Тише ед<ешь>
Пляс и песни
И она
И откуда бралась осанка
18I
II
А в полночную тишину

как в тексте.

23I
II
И тальянка утратила голос

как в тексте.

После 24 зачеркнуто:

  И другие чужие кони
И теперь вот чужие кони
И теперь под чужой
И теперь у родимы<х>
Засыпает
под чужой дугою
И теперь под чужой дугою
Потому
25—28IНо и все ж ты <1 сл. нрзб.> в далеком
Душу радуют снег и мороз
И над бешеным конским
 II


III
Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
И над всем, что прошло, что было

как в тексте.

«Новый мир», М., 1925, № 11, с.66:

Номер
строфы
Вариант
После 4:Снеговая, пустая дорога,
Только скрип, только снег и поля.
Ах, как выткало небо много
Рассыпающегося миткаля!

«Снежная замять дробится и колется...»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
1I
II
Снежная равни<на>

как в тексте.

3I
II
Вот и опять

как в тексте.

6I
II
Только б немного души и

как в тексте.

10IСловно от горечи, словно от мук
 IIПряди седые
 III
IV
И на устах замирают слова

как в тексте.

20IЧто лучше тебя никого не видал.
 II
III
Что лучше родимой избы не видал.

как в тексте.

21IВот
 IIЖизнь открываю
 III
IV
Вновь я

как в тексте.

22IДедов
 II
III
Снова

как в тексте.

26IТо ль
 II
III
В диком, шумном, метельном чаду

как в тексте.

27IКажется мне, что
 IIКажется мне, осыпаются липы
28I
II
Белые липы в майском саду.

как в тексте.

«Синий туман. Снеговое раздолье...»

Черновой автограф строк 1—9 и двух не вошедших в окончательный текст строф (ГЛМ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
2I
II
Тонкий лимонный свет лун<ы>

как в тексте.

3I
II
Ах как приятно с хорошей болью

как в тексте.

5—8IСнег у крыльца как песок зыбучий.
Ах вот в так<ой же>
 IIСнег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне над прудом
Шапку кошачью
 III



IV
Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне над прудом,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дом.

как в тексте.

После 8 две незаконченные строфы, не вошедшие в окончательный текст:

 IСчастье искал я везде и всюду
 IIМного скитался я в разных странах,
Счастье казалось живет везде
И улыбался над
 IIIМного скитался я, много бродяжил,
Счастье казалось живет везде,
  И улыбался с собаками даже
Не согревающей душу звезде.
 IБыл я и нищим и был знаменитым
 IIБыл я безвестным и был известным
 IIIБыл я бесславным и был известным
Только желанный удел не нашел.
Взглядам веселым и взорам честным
9 Снова вернулся я к отчему крову

Машинописный список с предшествующего чернового автографа с правкой и автограф строк 9—24 (ГЛМ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант

После 8 зачеркнуто:

  Много скитался я, много бродяжил,
Счастье казалось живет везде.
И улыбался с собаками даже
Не согревающей душу звезде.
  Был я бесславным и был известным,
Только желанный удел не нашел.
Взглядам веселым и взорам честным
Небо казалось как синий шелк. {Строка вписана в машинопись автором от руки.}
  Снова вернулся я к отчему крову
9—10I
II

III
Снова вернулся я в дом родимый
Снова вернулся я в край родимый,
Пес мой любимый забыл меня
Снова вернулся я в край родимый,
Пес мой любимый меня забыл
 

После 12 строфа, не вошедшая в окончательный текст:

  Тихо всплывает веселое детство,
Я ль не крестьянин и я ль не богат,
Есть у меня родовое наследство —
Старая кошка и пара щенят.
13—16 Эту я кошку себе на шапку,
Этих щенят я себе на мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.
21 Вот почему я чуть-чуть не заплакал

Список С. А. Толстой-Есениной с предшествующего автографа с правкой Есенина (ГЛМ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант

После 8 зачеркнуто:

  Много скитался я, много бродяжил,
Счастье казалось живет везде.
И улыбался с собаками даже
Не согревающей душу звезде.
10I
II
Пес мой любимый меня забыл

как в тексте.

После 12 зачеркнуто:

  Тихо всплывает веселое детство,
Я ль не крестьянин и я ль не богат,
Есть у меня родовое наследство —
Старая кошка и пара щенят.
13—14I

II
Эту я кошку себе на шапку,
Этих щенят я себе на мех.

как в тексте.

21 Вот почему я чуть-чуть не заплакал

«Свищет ветер, серебряный ветер...»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
5IПусть на окошках над
 II
III
Пусть на окошках оттепель, сырость

как в тексте.

После 12 зачеркнуто:

 IЗнаю я. Все так, которые смело
Жили, кипели, бросались в пламя,
Те, кому жизнь не совсем надоела,
Тот даже крохи сбирает на память.
 IIЗнаю я. Все так, которые смело
Жили, кипели, бросались в пламя,
Те, кому жизнь не совсем надоела,
Те даже крохи сбирают на память.
17I
II
Ну<жно>

как в тексте.

«Мелколесье. Степь и дали...»

Черновой автограф (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
1I
II
Снег и ветер. Степь и дали.

как в тексте.

После 4 зачеркнуто:

  Полно хныкать, колокольцы,
Я вас слышал много лет.

После 8 зачеркнуто:

  Всякий ночью у пролесиц
Потому чу
11I
II
Не забыть, что я крестьянин

как в тексте.

После 12 зачеркнуто:

  Дай, ямщик, мне эти возжи
  До полуночи, — не позже
Мы прискачем в отчий дом.
16I
II
Я не видел много лет.

как в тексте.

17—20IТот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь
 II



III
Тот, кто видел хоть немного
Этот край и эту гладь,
У березки одноногой
Рад

как в тексте.

22IЕсли рядом в стынь и звень
 II
III
Если бойко в стынь и звень

как в тексте.

После 24 зачеркнуто:

  За подросточью ораву
В незнакомом далеке
26I
II
Потому под этот вой

как в тексте.

Кр. нива, 1925, № 50, 6 декабря, с.1214:

Номер
строфы
Вариант
1Темнолесье. Степь и дали.

Кр. новь, 1925, № 10, декабрь, с.109:

Номер
строфы
Вариант
13—16отсутствуют.

«Цветы мне говорят — прощай...»

Беловой автограф (ГЛМ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
2I
II
Головками кивая нежно

как в тексте.

15—16I

II
Возлюбленной и дорогой
Живой прекрасней песню сложит.

как в тексте.

Кр. нива, 1925, № 50, 6 декабря, с. 1214; Кр. новь, 1925, № 10, декабрь, с.110:

Номер
строфы
Вариант
5—6

15
Ну что ж, любимые, ну что ж!
Я видел вас и видел землю
Оставленной, но дорогой

Оглавление
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
© 2000- NIV